| |
  • PR

  • ПОЛИГРАФИЯ

  • ИНТЕРНЕТ

  • РЕКЛАМА

  • ДИЗАЙН

Москва | 27 Июль 2024 | Сб

Березин В.М. Теория массовой коммуникации

 

Березин В.М.
Теория массовой коммуникации. Курс лекций. М., 2005

 

Жизнь устроена так, что человеку все время приходится что-то изобретать. Орудия труда и оружие истребления врагов, средства добывания пищи и инструменты познания мира, средства со-общения и средства передвижения. Человек, по существу, окружает себя "второй природой" - технически-инструментальной и художественно-сконструированной. И все это он делает один - и, одновременно - со всеми, наедине и в обществе, сообща. Сам язык раскрывает смыслы (со-мыслы) человеческой общественной деятельности. Этимология слова "средство" происходит от корня "сред", что означает "середина", "середа" (церковнославянское - "среда"). Более глубокое и концептуальное значение, как отмечает М.Фасмер - это "сердце". (См. Этимологический словарь русского языка" М.Фасмера). Следовательно, сред ство сообщения - это по сред ник между агенсом (производителем) сообщения и объектом, на который оно направлено. Сообщение осуществляется по сред ством действия. Ряд однонаправленных действий человека выливаются в человеческую деятельность. Характерно, что и в латинском языке прослеживаются эти внутренние смыслы (народнолатинское media hebdomas, mediatus - выступающий посредником, meditatio - размышление, mediale - середина, сердцевина, medium - середина, центр, средоточие, общество, общественная жизнь, medius - срединный, центральный, центр неба, нахождение между небом и землей, миром и войной, относящийся к сущности). Все значения, связанные с медиацией, - это пограничные, промежуточные, серединные положения, в том числе между небесным и земным, жизнью и смертью, войной и миром. Это то, что делает всеобщей связь между людьми и природой. (Л.Г.Свитич. Феномен журнализма. М., 2000, с.65).

Еще Аристотель сказал, что человек по природе своей есть животное общественное. В этом высказывании может покоробить сравнение человека с животным, но никем другим "в начале своей карьеры" человек и не являлся. Исторически незаметно, в результате длительной биологической эволюции и с помощью именно общественной деятельности возник человек. "Человек вошел в мир бесшумно" (Тейяр де Шарден). Но, видимо, не случайно современные философы, характеризуя духовные истоки человека и культуры, обозначают сначала человека как существо сексуальное, затем - как существо говорящее, и лишь потом, как существо общественное, нравственное, религиозное. (См., например: Поздняков Э.А. Философия культуры, М., 1999). Все, что входит в человеческую деятельность, есть человеческое или общечеловеческое, - писал Н.П.Огарев. Под это название, по его мнению, подходят явления и совершенно общественные, и отношения лица к лицу, и лица к природе и необходимости. "Мысль и чувство - совершенно общечеловеческие явления и совершенно общественные, потому что человек не в стаде немыслим; даже грустное чувство, возбуждаемое отшельничеством, основано на оторванности от стада. Отличительно человеческое - это сознание". Н.П.Огарев расценивал сознание, как позже Н.Лосский и Н.Трубецкой, в смысле понимания отношений, выраженного мыслью, т.е. словом; понятие отношений, будь оно понятие аналогии или разнородности предметов, всегда сводится к уравновешиванию, к понятию меры, гармонии и потому не обходится без количественной категории. (См.:Огарев Н.П. Заметки и наброски.// Избранные социально-политические и философские произведения. В 2 т. М., 1956. Т.2. С. 42-44).



скачать в архиве RAR

+

Яндекс.Метрика